Постановление Администрации МО ЗАТО Александровск от 29.09.2015 N 2077 "Об утверждении порядка осуществления аварийно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения и порядка мониторинга состояния систем теплоснабжения на территории ЗАТО Александровск"
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАТО АЛЕКСАНДРОВСК
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2015 г. № 2077
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
АВАРИЙНО-ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ
ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ И ПОРЯДКА МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ СИСТЕМ
ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАТО АЛЕКСАНДРОВСК
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", во исполнение приказа Минэнерго Российской Федерации от 12.03.2013 № 103 "Об утверждении правил оценки готовности к отопительному периоду", постановления Правительства Мурманской области от 16.04.2015 № 146-ПП/4 "О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области к работе в отопительный период 2015/2016 года", с целью своевременной и качественной подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО Александровск к работе в отопительный период 2015 - 2016 гг., постановляю:
1. Утвердить порядок осуществления аварийно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения ЗАТО Александровск (приложение № 1).
2. Утвердить порядок мониторинга состояния систем теплоснабжения на территории ЗАТО Александровск (приложение № 2).
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в установленном порядке.
4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя главы администрации ЗАТО Александровск по вопросам жилищно-коммунального хозяйства В.П. Петровича.
Глава
администрации ЗАТО Александровск
С.М.КАУРОВ
Приложение № 1
к постановлению
администрации муниципального образования
ЗАТО Александровск
от 29 сентября 2015 г. № 2077
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АВАРИЙНО-ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
В СИСТЕМЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ ЗАТО АЛЕКСАНДРОВСК
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет взаимодействие оперативно-диспетчерских служб теплоснабжающих, теплосетевых организаций и абонентов тепловой энергии по вопросам теплоснабжения на территории ЗАТО Александровск.
1.2. Основной задачей указанных организаций является обеспечение устойчивой и бесперебойной работы тепловых сетей и систем теплопотребления, поддержание заданных режимов теплоснабжения, принятие оперативных мер по предупреждению, локализации и ликвидации аварий на теплоисточниках, тепловых сетях и системах теплопотребления.
1.3. Все теплоснабжающие, теплосетевые организации, обеспечивающие теплоснабжение потребителей на территории ЗАТО Александровск, должны иметь круглосуточно работающие оперативно-диспетчерские и аварийно-восстановительные службы. В организациях, штатными расписаниями которых такие службы не предусмотрены, обязанности оперативного руководства возлагаются на лицо, определенное соответствующим приказом.
1.4. Общую координацию действий оперативно-диспетчерских служб по эксплуатации локальной системы теплоснабжения осуществляет теплоснабжающая организация, по локализации и ликвидации аварийной ситуации - администрация ЗАТО Александровск.
1.5. Для проведения работ по локализации и ликвидации аварий каждая организация должна располагать необходимыми инструментами, механизмами, транспортом, передвижными сварочными установками, аварийным восполняемым запасом запорной арматуры и материалов. Объем аварийного запаса устанавливается в соответствии с действующими нормативами, место хранения определяется руководителями соответствующих организаций. Состав аварийно-восстановительных бригад, перечень машин и механизмов, приспособлений и материалов утверждается главным инженером организации.
1.6. В случае значительных объемов работ, вызывающих длительные перерывы в теплоснабжении, распоряжением главы администрации ЗАТО Александровск к восстановительным работам привлекаются специализированные строительно-монтажные и другие предприятия.
2. Взаимодействие оперативно-диспетчерских
и аварийно-восстановительных служб при возникновении
и ликвидации аварий на источниках энергоснабжения,
сетях и системах энергопотребления
2.1. При получении сообщения о возникновении аварии, отключении или ограничении энергоснабжения потребителей диспетчер соответствующей организации принимает оперативные меры по обеспечению безопасности на месте аварии (ограждение, освещение, охрана и др.) и действует в соответствии с инструкцией по ликвидации аварийных ситуаций.
2.2. О возникновении аварийной ситуации, принятом решении по ее локализации и ликвидации диспетчер немедленно сообщает по имеющимся у него каналам связи руководству организации, диспетчерам организаций, которым необходимо изменить или прекратить работу своего оборудования и коммуникаций, диспетчерским службам потребителей, в ЕДДС ЗАТО Александровск.
2.3. Решение об отключении систем горячего водоснабжения принимается теплоснабжающей (теплосетевой) организацией по согласованию с администрацией ЗАТО Александровск.
2.4. Команды об отключении и опорожнении систем теплоснабжения и теплопотребления проходят через соответствующие диспетчерские службы.
2.5. Отключение систем горячего водоснабжения и отопления, последующее заполнение и включение в работу производится силами оперативно-диспетчерских и аварийно-восстановительных служб владельцев зданий в соответствии с инструкцией, согласованной с энергоснабжающей организацией.
2.6. В случае, когда в результате аварии создается угроза жизни людей, разрушения оборудования, городских коммуникаций или строений, диспетчеры (начальники смен теплоисточников) теплоснабжающих и теплосетевых организаций отдают распоряжение на вывод из работы оборудования без согласования, но с обязательным немедленным извещением администрации ЗАТО Александровск.
2.7. Лицо, ответственное за ликвидацию аварии, обязано:
- вызвать при необходимости через диспетчерские службы соответствующих представителей организаций и ведомств, имеющих коммуникации сооружения в месте аварии, согласовать с ними проведение земляных работ для ликвидации аварии;
- организовать выполнение работ на подземных коммуникациях и обеспечивать безопасные условия производства работ;
- информировать по завершении аварийно-восстановительных работ (или какого-либо этапа) соответствующие диспетчерские службы для восстановления рабочей схемы, заданных параметров теплоснабжения и подключения потребителей в соответствии с программой пуска.
2.8. Организации и предприятия всех форм собственности, имеющие свои коммуникации или сооружения в месте возникновения аварии, обязаны направить своих представителей по вызову диспетчера теплоснабжающей организации или администрации ЗАТО Александровск.
2.9. В ЕДДС ЗАТО Александровск по телефону 8 (81530) 6-41-45 ведется круглосуточное дежурство с целью организации взаимодействия коммунальных служб и оперативного доведения информации о возникающих авариях на системах теплоснабжения до соответствующих аварийно-диспетчерских служб.
2.10. В случае поступления сигнала о возникновении аварийной ситуации в системе теплоснабжения дежурный ЕДДС ЗАТО Александровск немедленно извещает об этом:
- заместителя главы администрации ЗАТО Александровск по вопросам жилищно-коммунального хозяйства;
- аварийно-диспетчерскую службу организации, ответственной за эксплуатацию сетей, на которых произошла авария, или руководителя организации, ответственной за текущий ремонт и содержание имущества в многоквартирном доме, в случае возникновения аварии на внутридомовом оборудовании.
2.11. Организации и предприятия всех форм собственности, имеющие свои коммуникации или сооружения в месте возникновения аварии, обязаны направить своих представителей по вызову диспетчера теплоснабжающей организации или ЕДДС ЗАТО Александровск для согласования условий производства работ по ликвидации аварии в течение 2-х часов в любое время суток.
3. Техническая документация
3.1. Документами, определяющими взаимоотношения оперативно-диспетчерских служб теплоснабжающих, теплосетевых организаций и абонентов тепловой энергии, являются:
- настоящее Положение;
- действующая нормативно-техническая документация по технике безопасности и эксплуатации теплогенерирующих установок, тепловых сетей и теплопотребляющих установок;
- внутренние инструкции, касающиеся эксплуатации и техники безопасности этого оборудования, разработанные на основе настоящего Положения с учетом действующей нормативно-технической документации;
- утвержденные техническими руководителями предприятий и согласованные администрацией ЗАТО Александровск схемы локальных систем теплоснабжения, режимные карты работы тепловых сетей и теплоисточников.
Внутренние инструкции должны включать детально разработанный оперативный план действий при авариях, ограничениях и отключениях потребителей при временном недостатке тепловой энергии, электрической мощности или топлива на источниках теплоснабжения.
К инструкциям должны быть приложены схемы возможных аварийных переключений, указан порядок отключения горячего водоснабжения и отопления, опорожнения тепловых сетей и систем теплопотребления зданий, последующего их заполнения и включения в работу при разработанных вариантах аварийных режимов, должна быть определена организация дежурств и действий персонала при усиленном и внерасчетном режимах теплоснабжения.
Конкретный перечень необходимой эксплуатационной документации в каждой организации устанавливается ее руководством.
Приложение № 2
к постановлению
администрации муниципального образования
ЗАТО Александровск
от 29 сентября 2015 г. № 2077
ПОРЯДОК
МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ СИСТЕМ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАТО АЛЕКСАНДРОВСК
1. Вступление
Эксплуатация тепловых сетей в современных условиях требует наряду с обеспечением надежного и бесперебойного теплоснабжения потребителей с заданными технологическими параметрами акцентировать внимание на снижении издержек при транспорте тепловой энергии, т.е. на вопросах экономической эффективности. Однако реальное состояние тепловых сетей таково, что основной задачей является недопущение аварий на тепловых сетях.
В настоящее время актуальной является задача осуществления мониторинга состояния технологического оборудования и тепловых сетей.
Входные данные мониторинга должны строго соответствовать требованиям системы по актуальности и достоверности.
Система мониторинга включает в себя:
1) Систему сбора данных.
2) Систему хранения, обработки и представления данных.
3) Систему анализа и выдачи информации для принятия решения.
2. Порядок организации мониторинга и корректировки,
развития систем теплоснабжения
2.1. Общие положения
2.1.1. Мониторинг систем теплоснабжения осуществляется в целях анализа и оценки выполнения плановых мероприятий и представляет собой механизм общесистемной координации действий.
2.1.2. Мониторинг проведения, развития систем теплоснабжения муниципального образования осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении".
2.1.3. Целью проведения мониторинга является совершенствование, развитие, обеспечение ее соответствия изменившимся условиям внешней среды.
2.1.4. Основными задачами проведения мониторинга являются:
- анализ соответствия запланированных мероприятий фактически осуществленным (оценка хода реализации);
- анализ соответствия фактических результатов ее целям (анализ результативности);
- анализ соотношения затрат, направленных на реализацию с полученным эффектом (анализ эффективности);
- анализ влияния изменений внешних условий;
- анализ причин успехов и неудач выполнения;
- анализ эффективности организации выполнения;
- корректировка с учетом происходящих изменений, в том числе уточнение целей и задач.
2.1.5. Основными этапами проведения мониторинга являются:
- определение целей и задач проведения мониторинга систем теплоснабжения;
- формирование системы индикаторов, отражающих реализацию целей, развития систем теплоснабжения;
- формирование системы планово-отчетной документации, необходимой для оперативного контроля над реализацией, развития систем теплоснабжения, и периодичности предоставления информации;
- анализ полученной информации.
2.1.6. Основными индикаторами, применяемыми для мониторинга развития систем теплоснабжения, являются:
- объем выработки тепловой энергии;
- уровень загрузки мощностей теплоисточников;
- уровень соответствия тепловых мощностей потребностям потребителей тепловой энергии;
- обеспеченность тепловыми мощностями нового строительства;
- удельный расход тепловой энергии на отопление 1 кв. метра за рассматриваемый период;
- удельный расход тепловой энергии на ГВС в расчете на 1 жителя за рассматриваемый период;
- удельные нормы расхода топлива на выработку тепловой энергии;
- удельные расход ресурсов на производство тепловой энергии;
- удельный расход ресурсов на транспортировку тепловой энергии;
- аварийность систем теплоснабжения (единиц на километр протяженности сетей);
- доля ежегодно заменяемых сетей (в процентах от общей протяженности);
- инвестиции на развитие и модернизацию систем теплоснабжения (в том числе инвестиционная составляющая тарифа, бюджетное финансирование, кредитные ресурсы);
- уровень платежей потребителей;
- уровень рентабельности.
2.2. Принципы проведения мониторинга систем теплоснабжения
2.2.1. Мониторинг систем теплоснабжения является инструментом для своевременного выявления отклонений хода эксплуатации от намеченного плана и принятия обоснованных управленческих решений как в части корректировки хода эксплуатации, так и в части корректировки самой эксплуатации.
2.2.2. Проведение мониторинга и оценки развития систем теплоснабжения базируется на следующих принципах:
- определенность - четкое определение показателей, последовательность измерений показателей от одного отчетного периода к другому;
- регулярность - проведение мониторинга достаточно часто и через равные промежутки времени;
- достоверность - использование точной и достоверной информации, формализация методов сбора информации.
2.3. Сбор и систематизация информации
2.3.1. Разработка системы индикаторов, позволяющих отслеживать ход выполнения, развития систем теплоснабжения.
2.3.2. Для каждого индикатора необходимо установить:
- определение (что отражает данный индикатор);
- источник информации;
- периодичность (с какой частотой собирается);
- точка отсчета (значение показателя "на входе" до момента реализации);
- целевое значение (ожидаемое значение "на выходе" по итогам реализации запланированных мероприятий);
- единица измерения.
2.3.3. Основными источниками получения информации являются:
- субъекты теплоснабжения;
- потребители тепловой энергии.
2.3.4. Формат и периодичность предоставления информации устанавливаются отдельно для каждого источника получения информации.
2.4. Анализ информации и формирование рекомендаций
2.4.1. Основными этапами анализа информации о проведении развития систем теплоснабжения являются:
- описание фактической ситуации (фактическое значение индикаторов на момент сбора информации, описание условий внешней среды);
- анализ ситуации в динамике (сравнение фактического значения индикаторов на момент сбора информации с точкой отсчета);
- сравнение затрат и эффектов;
- анализ успехов и неудач;
- анализ влияния изменений внешних условий;
- анализ эффективности эксплуатации;
- выводы;
- рекомендации.
2.4.2. Основными методами анализа информации являются:
- количественные - обработка количественных данных с помощью формализованных математических операций (расчет средних и относительных величин, корреляционный анализ, регрессионный анализ и т.д.);
- качественные - интерпретация собранных ранее данных, которые невозможно оценить количественно и проанализировать с помощью формализованных математических методов (метод экспертных оценок).
2.4.3. Анализ информации об эксплуатации, развитии систем теплоснабжения осуществляется с эксплуатирующей организацией.
2.4.4. На основании данных анализа готовится отчет об эксплуатации, развитии систем теплоснабжения с использованием таблично-графического материала и формируются рекомендации по принятию управленческих решений, направленных на корректировку эксплуатации, (перераспределение ресурсов, и т.д.).
------------------------------------------------------------------