По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Приказ Минобрнауки Мурманской области от 28.01.2015 N 108 "О проведении сочинения для учащихся 10 классов общеобразовательных организаций Мурманской области в 2015 году"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 28 января 2015 г. № 108

О ПРОВЕДЕНИИ СОЧИНЕНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
10 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2015 ГОДУ

С целью мониторинга уровня речевой культуры и готовности учащихся общеобразовательных организаций Мурманской области к государственной итоговой аттестации в 2016 году приказываю:
1. Установить 2 апреля 2015 года единым днем проведения сочинения для учащихся 10 классов общеобразовательных организаций Мурманской области.
2. Утвердить прилагаемые:
2.1. Порядок проведения сочинения для учащихся 10 классов общеобразовательных организаций Мурманской области (далее - Порядок).
2.2. Положение о проведении сочинения для учащихся 10 классов общеобразовательных организаций Мурманской области в 2015 году (далее - Положение).
2.3. Критерии оценки сочинения для учащихся 10 классов общеобразовательных организаций Мурманской области в 2015 году (далее - Критерии).
3. Отделу общего, дополнительного образования и воспитания (Ахметшина С.И.) организовать проведение сочинения для учащихся 10 классов общеобразовательных организаций Мурманской области в 2015 году.
4. Государственному автономному учреждению дополнительного профессионального образования Мурманской области "Институт развития образования" (далее - ГАУДПО МО "ИРО") (Ткач Н.Ф.) обеспечить размещение тем сочинения на сайте учреждения в соответствии с Порядком, проанализировать результаты сочинения, направить аналитическую справку в Министерство образования и науки Мурманской области в срок до 6 мая 2015 года.
5. Муниципальным органам, осуществляющим управление в сфере образования:
5.1. Обеспечить своевременное информирование учащихся 10 классов и их родителей (законных представителей) о проведении сочинения.
5.2. Обеспечить проведение и проверку сочинений учащихся 10 классов общеобразовательных организаций в 2015 году в соответствии с утвержденными Положением и Критериями.
5.3. Информацию о результатах проведения сочинения направить в адрес ГАУДПО МО "ИРО" в срок до 22 апреля 2015 года.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра Ковширу И.А.

Министр
образования и науки
Мурманской области
Н.Н.КАРПЕНКО





Утвержден
приказом
Министерства образования
и науки Мурманской области
от 28 января 2015 г. № 108

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ СОЧИНЕНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Настоящий Порядок определяет организацию проведения сочинения для учащихся 10 классов общеобразовательных организаций Мурманской области (далее - сочинение).
2. Основной целью проведения сочинения является мониторинг уровня речевой культуры и готовности учащихся общеобразовательных организаций Мурманской области к государственной итоговой аттестации в 2016 году.
Задачи проведения сочинения:
- определение уровня сформированное умений учащихся в области письменной речи, читательских умений учащихся, уровня и качества речевой культуры учащихся;
- определение соответствия результатов освоения учащимися основных образовательных программ по литературе и русскому языку требованиям федерального государственного образовательного стандарта;
- подготовка к государственной итоговой аттестации.
3. Сочинение является обязательным для всех учащихся 10 классов общеобразовательных организаций, за исключением предоставивших документы о невозможности участия (справка о состоянии здоровья и др.).
В случае отсутствия учащегося во время написания сочинения в установленный п. 1 настоящего приказа день по уважительной причине по заявлению родителей (законных представителей) администрация общеобразовательной организации обязана установить день повторного проведения сочинения.
4. Сочинение проводится в один день, определенный п. 1 настоящего приказа для всех общеобразовательных организаций Мурманской области. Время начала сочинения: 10.00.
5. Ответственными за проведение сочинения являются руководители общеобразовательных организации.
Руководитель общеобразовательной организации назначает предметную комиссию по проведению сочинения (далее - предметная комиссия) в следующем составе:
председатель - руководитель (заместитель руководителя) общеобразовательной организации;
учитель, работающий в классе, обучающиеся которого пишут сочинение;
ассистенты - учителя русского языка и литературы данной общеобразовательной организации.
Руководитель общеобразовательной организации обеспечивает присутствие независимых экспертов - граждан, не являющихся работниками общеобразовательной организации, в которой проводится сочинение, у которых отсутствует конфликт интересов, выражающийся в наличии у граждан и (или) их близких родственников личной заинтересованности.
6. Продолжительность проведения сочинения составляет 3 часа 55 минут. Время инструктажа не входит во время написания сочинения.
7. Темы сочинения размещаются на сайтах ГАУДПО МО "ИРО" и Министерства в день проведения сочинения за 30 минут до его начала.
8. Оценивание работы (по пятибалльной системе) проводится по критериям, соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта, разработанным ГАУДПО МО "ИРО". Отметка за сочинение выставляется в журнал по предмету "Литература".
9. Сочинения учащихся проверяются членами предметной комиссии. Информация о результатах проверки доводится до сведения учащихся в течение пяти рабочих дней.





Утверждено
приказом
Министерства образования
и науки Мурманской области
от 28 января 2015 г. № 108

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ СОЧИНЕНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МУРМАНСКОЙ
ОБЛАСТИ В 2015 ГОДУ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о проведении итогового сочинения для учащихся 10 классов общеобразовательных организаций Мурманской области в 2015 году (далее - Положение) определяет содержание контрольных материалов, характеристику тем сочинений, требования по организации и проведению сочинения, содержит рекомендации по оцениванию работ учащихся 10 классов.
1.2. Сочинение проводится в соответствии с инструкцией по проведению сочинения для учащихся 10 классов общеобразовательных организаций Мурманской области (приложение № 1).
Учащимся разрешается пользоваться орфографическими словарями. Словари предоставляются общеобразовательной организацией. Пользование личными орфографическими словарями запрещено.

2. Характеристика контрольных материалов

2.1. Контрольные материалы включают: перечень тем для проведения сочинения для учащихся 10 классов (далее - сочинение), инструкцию для учащегося (приложение № 2).
В Перечень включены темы разной проблематики, сформулированные в соответствии с открытыми тематическими направлениями итогового сочинения 2014/2015 учебного года. Темы позволят учащемуся выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.
Темы сочинений, сформулированные в форме цитаты, представляющей собой высказывание одного из представителей отечественной культуры, нацеливают на свободное рассуждение, которое может включать как аргументы, подтверждающие справедливость суждения, так и контраргументы, доказывающие право на существование иной точки зрения. Темы сочинений, представляющие собой проблемный вопрос, предполагают, что учащийся даст на него развернутый ответ, в котором должна быть сформулирована позиция учащегося и аргументы, подтверждающие его точку зрения.
2.2. Учащемуся предоставляется возможность выбора одной из пяти тем разной проблематики, входящих в комплект.
2.3. Все темы раскрываются в жанре сочинения-рассуждения.
2.4. Инструкция для учащегося должна быть прочитана организатором в аудитории вслух, написана на доске или распечатана для каждого учащегося и выдана до начала работы над сочинением.

3. Критерии оценки сочинения

3.1. Для оценки сочинения используется комплекс критериев оценивания, разработанных с учетом "Рекомендуемых критериев оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования", размещенных на сайте ФИПИ.
3.2. При оценке сочинения следует учитывать объем написанного сочинения. Учащимся рекомендован объем не менее 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
3.3. Сочинение оценивается путем сложения баллов по указанным критериям и их перевода в пятибалльную систему оценивания.
3.4. Сочинение оценивается по следующим критериям:
Критерии оценки содержания сочинения - 7 первичных баллов.
Критерии оценки качества речи и грамотности учащегося - 12 первичных баллов.
Критерии оценки фактической точности речи учащегося - 1 первичный балл.
3.5. Максимальный первичный балл за написание сочинения составляет 20 баллов.





Приложение № 1

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ СОЧИНЕНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция по проведению сочинения для учащихся 10 классов общеобразовательных организаций Мурманской области (далее - сочинение) разработана в целях регламентации действий лиц, привлеченных к проведению сочинения.
1.2. Расписание проведения и продолжительность проведения сочинения утверждается приказом Министерства образования и науки Мурманской области (далее - Министерство).
1.3. Начало сочинения - 10.00. Время выполнения работы - 3 часа 55 минут (235 минут).
1.4. Ответственными за проведение сочинения являются руководители общеобразовательных организаций.
1.5. Руководитель общеобразовательной организации назначает предметную комиссию по проведению сочинения в следующем составе (далее - предметная комиссия):
председатель - руководитель общеобразовательной организации;
учитель, работающий в классе, учащиеся которого пишут сочинение;
ассистенты - два учителя русского языка и литературы данной общеобразовательной организации.
1.6. Руководитель общеобразовательной организации обеспечивает присутствие независимых экспертов - граждан, не являющихся работниками общеобразовательной организации, в которой проводится сочинение, у которых отсутствует конфликт интересов, выражающийся в наличии у граждан и (или) их близких родственников личной заинтересованности.
1.7. Организаторами в аудитории во время проведения сочинения являются учитель и ассистенты.

2. Действия лиц, привлеченных к проведению сочинения,
перед началом сочинения

2.1. Не позже чем за 30 минут до начала сочинения классные руководители 10 классов проверяют присутствие в общеобразовательной организации всех учащихся вверенного им класса, собирают у них мобильные телефоны и другие средства хранения и передачи информации.
2.2. Темы сочинения размещаются на сайтах ГАУДПО МО "Институт развития образования" (далее - ГАУДПО МО "ИРО") и Министерства в день проведения сочинения за 30 минут до его начала.
2.3. За 30 минут до начала сочинения председатель предметной комиссии в присутствии членов предметной комиссии скачивает темы сочинения с сайта ГАУДПО МО "ИРО" или Министерства, распечатывает комплект тем по количеству аудиторий, в которых будет проходить сочинение.
2.4. Организаторы в аудитории получают лист с комплектом тем и отправляются в аудиторию писать темы сочинения на доске. Сообщать учащимся темы запрещено.
2.5. На рабочих местах участников сочинения заблаговременно должны быть разложены листы для чистовика (не менее 2 двойных тетрадных листов или 2 листов формата А4) и для черновика (не менее 3 двойных тетрадных листов или 3 листов формата А4). Рекомендуется раскладка на рабочих столах инструкции для учащихся по написанию сочинения.
2.6. За 10 минут до начала сочинения классные руководители провожают учащихся в аудитории для проведения сочинения.
2.7. Порядок размещения учащихся в аудиториях определяется председателем предметной комиссии заранее. Рекомендуется рассаживать учащихся по одному за парту.

3. Действия лиц, привлеченных к проведению сочинения,
во время выполнения работы десятиклассниками

3.1. В 10.00 часов организатор в аудитории приветствует участников сочинения и организует оформление титульного листа работы.
3.2. Учащиеся по указанию организатора в аудитории заполняют титульный лист или верхнюю часть листа А4 по следующему образцу:

Сочинение
учащегося 10 класса "___"
МБОУ СОШ № ___
г. ___________
Ф.И.О. ___________________

3.3. Организатор в аудитории напоминает учащимся, что необходимо пронумеровать страницы на листах, где будет написано сочинение, а также не забыть написать тему сочинения перед его текстом.
3.4. Организатор в аудитории обращает внимание учащихся, что в течение написания сочинения одновременно выходить из аудитории может только один человек и что пользоваться любыми средствами хранения и передачи информации запрещено.
3.5. Организатор в аудитории зачитывает все темы и инструкцию для учащихся.
3.6. После инструктажа, на который отводится до 20 минут, организатор в аудитории записывает на доске время начала и окончания сочинения. Время, потраченное на инструктаж, во время сочинения не включается.
3.7. Учащийся должен сначала указать тему сочинения. Учащиеся пишут сочинение. Задание выполняется аккуратно и разборчиво.
3.8. Через 30 минут после начала сочинения организаторы в аудитории раздают учащимся орфографические словари. Учащиеся имеют право пользоваться орфографическим словарем в течение всего времени, оставшегося до конца сочинения.
3.9. За 10 минут до завершения сочинения ответственный организатор в аудитории напоминает учащимся о необходимости завершения написания сочинения.

4. Действия лиц, привлеченных к проведению сочинения,
по окончании сочинения

4.1. Организатор в аудитории напоминает учащимся, что после написания сочинения необходимо выполнить проверку.
4.2. По окончании сочинения организаторы собирают у участников сочинения материалы (чистовик, инструкцию, черновики).
При досрочном выполнении работы учащийся сдает орфографический словарь, сочинение и черновик организаторам в аудитории и выходит из аудитории.
4.3. Организатор в аудитории, собрав все выполненные работы и черновики, сдает их председателю предметной комиссии.
4.4. Председатель предметной комиссии организует проверку сочинений членами предметной комиссии, подготовку отчета в соответствии с требованиями, разработанными ГАУДПО МО "ИРО".
4.5. Проверенные сочинения хранятся у председателя предметной комиссии в течение календарного года.





Приложение № 2

ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объем не менее 350 слов).
Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарем). Сочинение пишите четко и разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений





Утверждены
приказом
Министерства образования
и науки Мурманской области
от 28 января 2015 г. № 108

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
СОЧИНЕНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССОВ
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2015 ГОДУ

Сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объема.
Критерии № 1 и 2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию № 1 или 2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.
При оценке учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов - 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.

Критерии оценивания
Баллы
I. Содержание сочинения
К1. Соответствие теме
Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативньй замысел сочинения выражен ясно.
2
Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативньй замысел сочинения прослеживается.
1
Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативньй замысел сочинения не прослеживается.
0
К2. Аргументация. Привлечение литературного материала
Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания;
допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)
2
Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения;
и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения; и/или допущены 2 - 4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала
1
сочинение написано без привлечения литературного материала,
или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,
и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок
0
К3. Композиция
Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов
2
Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы,
и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,
и/или мысль повторяется и не развивается
1
Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна
0
К4. Оригинальность сочинения
Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля
1
Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля
0
II. Качество речи и практическая грамотность
К5. Качество речи
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов
2
Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи
1
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами
0
К6. Речевые нормы
Допущено не более 2 речевых ошибок
2
Допущены 3-4 речевые ошибки
1
Допущены 5 и более речевых ошибок
0
К7. Орфографические нормы
Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка
3
Допущены 2-3 орфографические ошибки
2
Допущены 4-5 орфографических ошибок
1
Допущено более 5 орфографических ошибок
0
К8. Пунктуационные нормы
Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка
3
Допущены 2 - 3 пунктуационные ошибки
2
Допущены 4 - 5 пунктуационных ошибок
1
Допущено более 5 пунктуационных ошибок
0
К9. Грамматические нормы
Допущено не более 2 грамматических ошибок
2
Допущены 3 - 4 грамматические ошибки
1
Допущено 5 и более грамматических ошибок
0
III. Фактическая точность речи
К10. Фактическая точность в фоновом материале
Фактические ошибки отсутствуют
1
Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более)
0
Максимальный балл
20

Рекомендуется следующая шкала перевода суммы первичных баллов за выполненные задания в пятибалльную систему оценивания:

Отметка по пятибалльной системе оценивания
"2"
"3"
"4"
"5"
Первичный балл
0 - 8
9 - 14
15 - 17
18 - 20


------------------------------------------------------------------